Атака на глотку
“Антибактериальные препараты помогают максимум два раза, — говорит Татьяна Коршунова, лор-врач медико-санитарной части АНТК имени Антонова. — Это происходит потому, что идет привыкание микрофлоры к антибиотикам. И если уже один раз вы этот антибиотик принимали, то во второй раз эффект будет гораздо ниже, а на третий его вообще не будет, поскольку микрофлора уже “наелась” этого средства. Поэтому подбирать препараты должен врач.
Не может быть универсального лечения боли в горле еще и потому, что эта самая боль — не болезнь, а лишь симптом — ларингита, фарингита или тонзиллита (ангины). Кроме того, заболевание может быть вызвано как бактериями, так и вирусами. А средства, которые сражают наповал бактерии, бесполезны в борьбе с вирусами. Так и процедуры, эффективные в одном случае, в другом могут вместо пользы принести вред. “При боли в горле нужно обязательно показаться врачу. Никогда не занимайтесь самолечением, — советует Татьяна Коршунова. — Так, например, при сухом фарингите (сухость может быть вызвана возрастными изменениями или удалением миндалин) полоскания противопоказаны. При ларингите они вообще ничего не дают и могут вызвать ухудшение процесса”.
Давайте попробуем разобраться со всеми “итами”, которые отдают болью в горле, не дают нам нормально глотать, лакомиться любимым мороженым и наслаждаться холодными напитками.
Первым в этой череде идет фарингит — воспаление слизистой глотки. Глотка стоит на страже организма, следит за тем, чтобы вместе с воздухом на охраняемую ею территорию не пробрались чужеродные частицы, пыль, микробы. Когда вредители попадают на слизистую глотки, их сразу же атакуют клетки иммунной системы. Битва защитников организма и завоевателей и есть фарингит. Проявляется он сухостью, жжением или першением в горле, болями при глотании, общим ухудшением самочувствия. Возможно незначительное повышение температуры (до 37,5°С). Основные виновники развития фарингита — вирусы (гриппа, аденовирусы), бактерии (стрепто-, стафило-, пневмококки) и грибки (Candida). Нередко воспалительный процесс распространяется на глотку из полости носа и его придаточных пазух при насморке, синусите. Это что касается острой формы фарингита. Среди причин хронического воспаления слизистой глотки можно назвать повторные острые фарингиты, хронические воспаления носа, миндалин, длительное раздражение слизистой глотки вследствие курения, злоупотребления алкогольными напитками, воздействия газов, пыли. Случается также, что хронический фарингит развивается на фоне болезней эндокринной и сердечно-сосудистой систем, при нарушении обмена веществ, неполадках в работе почек.
Еще один виновник появления боли в горле — ларингит, или воспаление слизистой гортани. Этого врага мы узнаем сразу — в течение дня голос садится, становится грубым, хриплым, а то и вовсе пропадает. Это происходит из-за отека гортани и увеличения воспаленных голосовых связок. Кроме боли при глотании и потери голоса, ларингит сопровождается першением и жжением в горле, лающим кашлем, повышением температуры тела (37—38°С). Ларингит называют “болезнью педагогов”, потому что с ним не понаслышке знакомы люди, чья профессиональная деятельность связана с перенапряжением голосовых связок: преподаватели, теле- и радиоведущие, певцы. Причиной исчезновения голоса могут быть и холодные напитки, и курение, и вдыхание запыленного и загазованного воздуха. Впрочем, чаще воспаление гортани развивается не самостоятельно, а на фоне разнообразных вирусных инфекций, в том числе гриппа, ангины, скарлатины. “Главное правило при ларингите — полное молчание, — говорит Татьяна Коршунова. — Нельзя говорить даже шепотом, так как напряжение голосовых связок при шепоте равнозначно их напряжению при крике”. На восстановление голосовых связок обычно уходит 5—7 дней. Возвращению голоса способствуют паровые ингаляции с эвкалиптом и ментолом, теплое питье (при этом следует избегать слишком холодного и слишком горячего, а также исключить острую пищу). При частом и длительном неправильном пользовании голосом, курении острый ларингит может перейти в хроническую форму. Тогда постоянными спутниками становятся сухость и першение в горле, охриплость, а голос быстро устает и нередко подводит своего обладателя.
Больше других “итов” мы знакомы с тонзиллитом, или воспалением небных миндалин. Правда, лучше знаем второе имя этой болезни — ангина. Она дает о себе знать сильной и резкой болью в горле, особенно при глотании, увеличением лимфоузлов под нижней челюстью, налетом на миндалинах, слабостью, ознобом, головной болью, повышением температуры (в зависимости от типа ангины может достигать 37-38°С, а может и 39—40°С).
Возбудителей тонзиллита множество. Это и вирусы, и бактерии (чаще других миндалины поражают стрепто-и стафилококк), и грибки (и снова Candida!). В зависимости от природы возбудителя врач назначает противовирусные, антибактериальные или противогрибковые препараты. Тонзиллит нельзя запускать: хроническое воспаление миндалин может привести к ревматизму сердца и суставов, воспалению легких, снижению слуха, обострению аллергических заболеваний. Хронический тонзиллит, как правило, развивается на фоне снижения иммунитета. К его друзьям можно также причислить постоянное нарушение носового дыхания (аденоиды у детей, искривление носовой перегородки, увеличение нижних носовых раковин, полипы носа и т. д.), очаги инфекции в близлежащих органах (кариозные зубы, гнойные гаймориты). Воспаленные миндалины – постоянный источник инфекции, поэтому врачи нередко отправляют своих пациентов на их замораживание или удаление.
Удалять нельзя оставить?
Лет десять-пятнадцать назад ответ на этот вопрос был однозначным: больные миндалины (гланды) удалять! Но сегодня врачи все больше склоняются ко второму варианту ответа.
В очередной раз приведя дочку к лору, я попросила доктора посмотреть и мое горло. Он сразу поставил диагноз: “хронический тонзиллит” и отправил в бактериологическую лабораторию сделать мазок на бактерии и грибы. По результатам бакпосева врач назначил мне антибиотики и дал еще одно направление — на замораживание небных миндалин. На мой вопрос, в чем заключается процедура, он ответил, что жидким азотом замораживаются верхние слои миндалин, вместе с патологической микрофлорой. Это дает возможность восстановить нормальное функционирование миндалин.
Антибиотики я честно выпила. А вот спешить издеваться над своим организмом не стала. Вспомнив, что моя подруга Оля не так давно замораживала миндалины, решила с ней посоветоваться. Оказалось, замораживала она их дважды. И эти незабываемые ощущения запомнила на всю жизнь. Дело в том, что процедуру криодеструкции, или замораживания жидким азотом, проводят при поверхностной анестезии, поэтому человек все чувствует. Но когда миндалины “оттаивают”, становится еще хуже. Боль сильнейшая, ведь в горле фактически открытая рана. Первые несколько дней и глотать практически невозможно, не то что говорить. Оля рассказывала, что не помнит, как рожала сына, но очень хорошо помнит процедуру “заморозки”. Через неделю после криодеструкции в районе воздействия жидким азотом начинает образовываться корочка, как на ране. Через месяц поверхность миндалин должна очиститься, при этом должна восстановиться их защитная функция. То есть процедура замораживания — это как бы обновление миндалин. Но, к сожалению, не всегда удается достичь желаемого эффекта. После второй неудачной попытки восстановления миндалин Оле их удалили. Но удивительно и печально то, что горло продолжало болеть! А вредоносные “кокки” не исчезли и нашли себе новое место обитания.
Выслушав историю подруги и начитавшись “ужастиков” в Интернете, я решила не бороться с микробами самостоятельно, а идти сдаваться в поликлинику. Справедливости ради стоит отметить, что рядом с “ужасными” историями были и оптимистичные: люди после криодеструкции или тонзиллэктомии (удаления небных миндалин) радовались жизни без болезней, делились ощущением обновленности.
В ответ на мои сомнения и опасения завлоротделением Черкасской поликлиники №3 Владимир Матвиенко успокоил меня: “И замораживание, и удаление — это вчерашний день, люди очень плохо переносили эти вмешательства. Сегодня можно лечить миндалины безболезненно, с помощью ультразвука”.
8-10 сеансов воздействия энергией низкочастотных ультразвуковых колебаний — и поверхность миндалин очищается, из рыхлой превращается в упругую, миндалины вновь готовы сражаться с микробами-завоевателями. Благодаря ультразвуку можно не только избежать тонзиллэктомии или криодеструкции. Целебные колебания улучшают состояние при ринитах, фарингитах, отитах, гайморитах. Но, к сожалению, подобные аппараты в поликлиниках — редкость. Стоят они немало, а государство не спешит обновлять техническую базу медицинских учреждений. А на широко рекламируемые ультразвуковые приборы вроде ретона или ринобима не стоит возлагать больших надежд, по мнению Владимира Матвиенко, — это пустая трата денег.
По крайней мере, для себя я нашла ответ на вопрос, удалять миндалины или оставлять. Однозначно: оставлять! Миндалины — очень важные сотрудники иммунной фабрики, работающей на благо всего организма. Они, как таможенники, осуществляют контроль над вдыхаемым воздухом и попадающей в ротовую полость пищей. При этом они всегда начеку: задерживают вредоносные элементы вроде бактерий, вирусов и грибков, берут удар на себя, препятствуя таким образом внедрению “шпионов” внутрь организма. Понятно, что увольнять таких ценных сотрудников, то есть удалять миндалины, нецелесообразно. Нужно обеспечить им нормальные условия для работы или, в случае нетрудоспособности, подлечить, потому что продукты жизнедеятельности микробов из миндалин попадают в кровь и лимфу и отравляют организм изнутри, что чревато ревматизмом, обострением аллергических, заболеваний, болезнями сердца и почек. Если же работодатель решает удалить гланды, инфекционным агентам дается зеленый свет — они намного быстрее проникают внутрь и развивают там подрывную деятельность, провоцируя возникновение частых трахеитов, бронхитов, пневмонии и других воспалительных заболеваний.
Наталия Ясиновская