Алкоголь и табак разрешат покупать без паспорта, подтвердив возраст по биометрии. Сервис может заработать уже в 2024-м. Об этом сообщил «Известиям» гендиректор Центра биометрических технологий (ЦБТ) Владислав Поволоцкий.
Основное преимущество подтверждения возраста биометрией в магазинах — создание бесшовного сервиса для оплаты товаров, подчеркнули в ЦБТ. Сегодня для покупки алкоголя или никотиносодержащей продукции клиенты сначала предъявляют паспорт, а затем расплачиваются картой или наличными — после запуска новой опции для этого будет достаточно одного взгляда в камеру.
Чтобы воспользоваться такой опцией, потребуется иметь подтвержденный цифровой профиль гражданина и сдать данные в единую биометрическую систему (ЕБС).
Ритейлеры заинтересованы в сервисе, но перенастройка систем может занять время. В ЦБ уверены, что распознавание по лицу — безопасная технология. Правда, пока люди не станут доверять биометрии, услуга не станет массовой.
К концу 2023 года в России должна появиться инфраструктура для «Цифрового профиля» — единой платформы, которая обеспечит обмен информацией между государством, гражданами, юридическими лицами. Доступ к ней получат и коммерческие организации, в том числе банки. Благодаря ей ведомства смогут упростить процесс предоставления государственных и социальных услуг.
Массовое внедрение сервиса потребует времени для настройки терминалов и касс самообслуживания, а также интеграции информационных систем. Тем не менее значительная часть торговых точек уже оборудована устройствами, позволяющими проводить оплату и подтверждать возраст с помощью распознавания лица.
Биометрия как способ оплаты отличается безопасностью. Благодаря ей банки уже сейчас могут более качественно идентифицировать клиентов, подчеркнули в ЦБ РФ. Помимо того, благодаря скорости процесса время на обслуживание покупателя уменьшается, что поможет сократить очереди в магазинах.
Распространение технологий с применением слепков лица тормозится неготовностью граждан предоставлять свои данные в единую биометрическую систему, констатировал директор подразделения «Диджитал» банка ДОМ.РФ Олег Комлик. Но, как показывает опыт развития госуслуг, по мере интеграции сервисов в повседневную жизнь люди начнут активнее ею пользоваться.