Компании «СберЗдоровье», «СберМед ИИ» и «Лаборатория по искусственному интеллекту», входящие в группу Сбербанка, запустили онлайн-сервис по определению вероятного диагноза с помощью искусственного интеллекта.
Для получения консультации пользователь должен в свободной форме перечислить в сервисе симптомы, после чего система выделит три наиболее вероятных причины недомогания. По словам представителя «СберЗдоровья», точность распознавания варьируется от 75 до 91% в зависимости от причины болезни: чем подробнее дана информация о симптомах, тем выше шанс постановки вероятного диагноза.
Чтобы обучить нейросеть, разработчики загрузили в нее более 4 млн установленных диагнозов в обезличенном виде. В «памяти» системы 265 различных диагнозов, что охватывает 95% всех возможных случаев диагнозов россиян при первом обращении в больницы, рассказывает представитель сервиса. В мире работает множество сервисов по проверке симптомов, но решение в них основано на мнении нескольких врачей, тогда как сервис Сбербанка работает исключительно на основе машинного обучения и опирается на экспертизу сотен тысяч врачей.
Для пользователей услуга будет бесплатной. Сервис является инструментом, который поможет людям понять, нужно ли им обращаться к врачу. После того как пациент получит вероятные диагнозы, система предложит ему проконсультироваться с доктором удаленно (телемедицина) или записаться на прием в клинику через «СберЗдоровье».
На сайте самого сервиса указано, что консультация не является медицинской услугой, а предоставляемая информация «носит исключительно информационный и вероятностный характер». По российскому законодательству врачи имеют право ставить диагноз и назначать лечение только после очного приема. Участники рынка неоднократно призывали власти снять этот барьер для развития телемедицины, однако в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий врачей правом ставить диагноз и назначать лечение дистанционно только в случае чрезвычайных ситуаций, но и он до сих пор не принят.
Как пояснил исполнительный директор «Лаборатории по искусственному интеллекту» Сбербанка Владимир Кох, их сервис предназначен, чтобы люди могли получить как можно больше информации о состоянии их здоровья до посещения поликлиники, а специалисты — максимально точное второе мнение, которое облегчит постановку диагноза и снизит нагрузку на врачей.
В ближайшее время в сервис планируют добавить возможность оценить по симптомам возможность заражения коронавирусом. Если пользователь введет описание состояния, характерное для этого заболевания, система дополнительно предупредит о подозрении на него и предложит обратиться в клинику, сдать ПЦР-тест или вызвать скорую помощь.
Ирина Каргальская, руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов, считает, что сервис может усугубить ситуацию с самолечением. «Сейчас 70% россиян занимаются поиском информации о лечении в интернете. В сервисе может быть указано, что это лишь рекомендация, которая носит информативный характер, но некоторые люди будут удовлетворены ответом и займутся самолечением. При этом никакой ответственности у сервиса не будет», — указала она. Кроме того, часто люди, перечисляя жалобы, опираются на субъективные ощущения и эмоции, которые не всегда можно передать словами, отметила Каргальская.
Гендиректор компании «Третье Мнение» Анна Мещерякова назвала задачу улучшения качества медицинских данных интересной и перспективной. Аналитикой на базе медицинских карт занимаются многие компании, но «отрасль знает массу примеров, когда алгоритмы в условиях собственной лаборатории показывали высокие результаты, а на незнакомых клинических данных картина была совсем иной». Например, алгоритмы Google Health в лабораторных условиях с точностью выше 90% определяли заболевание, связанное с диабетом, но в больнице отклонили более 20% таких анализов из-за низкого качества исходных данных, рассказала она.
Источник: РБК