По Интернету разлетелась страшилка про новый крайне опасный вариант коронавируса. Его код – B.1.640.2. Он активно распространяется по Франции, уже обнаружен в Великобритании, успел уложить в больницу уже 952 человека, среди которых 315 на ИВЛ.
«Все случаи были выявлены при госпитализации. Пациенты поступили со среднетяжёлым или тяжёлым течением, — пишут в единственном первоисточнике. – По предварительным данным французских исследователей, новый вариант B.1.640.2 так же заразен, как дельта, но приводит к более тяжёлому течению болезни. Также возможно, что он лучше ускользает от иммунитета: большинство госпитализированных было полностью привито, у некоторых из них поставлены бустеры. То, что почти всем потребовалась госпитализация, а многие сейчас в тяжёлом состоянии, — это очень тревожный сигнал».
Когда 33% выявленных заболевших попадают на ИВЛ — это серьёзно. Есть небольшая проблема: единственный источник этих новостей — это онлайн-портал Thailand Medical News. На портале через раз публикуются кликбейтные новости и статьи с кричащими BREAKING! WARNING! MUST READ! И множество статей с рекомендациями БАДов для лечения ковида.
Что в сухом остатке? Да, вариант такой есть. Заявления про тысячу госпитализированных и триста человек на ИВЛ не сопровождаются источниками и больше нигде не упоминаются. Ни в англоязычных источниках, ни во франкоязычных. Единственный источник новости про страшную вспышку на юге Франции — это тайский интернет-портал.
Что на самом деле можно сказать про B.1.640.2?
Впервые его загрузили на GISAID ещё 4 ноября, это был образец из Парижа (первый образец сверхзаразного омикрона загрузили тремя неделями позже — 22 ноября).
С того момента было загружено всего 20 образцов B.1.640.2. Последний образец датирован 6 декабря. В декабре было всего три образца.
Том Пикок, вирусолог британского Имперского колледжа, пишет: «B.1.640.2 на самом деле предшествует омикрону. У него было много возможностей выстрелить, и, если бы он представлял реальную угрозу, мы бы уже это увидели. Но этого не произошло, и B.1.640.2 похож на случайный бесполезный вариант, каких уже было немало». Кстати, именно Том Пикок первым забил тревогу относительно омикрона (тогда ещё B.1.1.529) — уже на следующий день после его загрузки.
Вероятно, этот вымирающий вариант стал сенсацией благодаря смешению нескольких факторов. Первый — это французский препринт про B.1.640.2, второй — это всплеск госпитализаций и пациентов в ОРИТ на юго-востоке Франции.
Препринту мы обязаны Дидье Раулю — одному из главных апологетов лечения гидроксихлорохином. Дидье проводил сомнительные клинические испытания вопреки всем протоколам и продолжал стоять на эффективности гидроксихлорохина даже тогда, когда независимые исследования показали, что он неэффективен.
Препринт про B.1.640.2 опубликовали в конце декабря, а B.1.640.2 авторы нескромно назвали IHU — в честь лаборатории Дидье Рауля. В препринте разбирают 12 случаев с этим вариантом, индексный случай приходится на привитого мужчину, прилетевшего из Камеруна во Францию в середине ноября. Есть ещё 9 случаев под подозрением.
Этот вариант обладает 46 мутациями. На шиповидный белок приходится 9 делеций и 14 аминокислотных замен, среди которых есть N501Y, связанная с повышенной заразностью, и E484K, ассоциированная с иммунным ускользанием. Есть мутации, присущие другим VOC и VOI — гамме, лямбде, дельте, омикрону.
Авторы препринта не спешат с выводами и отмечают, что 12 случаев слишком мало, чтобы можно было строить предположения о вирусологических, клинических и эпидемиологических особенностях этого варианта. Вывод, к которому они приходят, не отличается новизной:
«Эти наблюдения ещё раз показывают непредсказуемость возникновения новых вариантов SARS-CoV-2 и их завозов из-за границы, а также демонстрируют, как сложно отслеживать и контролировать такие завозы».
Что же происходит на юго-востоке Франции? Вкратце, ситуация в регионе Прованс — Альпы — Лазурный Берег крайне нехорошая, но причина этому, видимо, все же дельта.
Источник: Драган про ковид