Введение в практику врача электронного документооборота, который становится необходимой опцией в связи с вводом во врачебную практику телемедицинских услуг, подразумевает перевод больничных карт в цифровой формат, облегчающий оперативное получение лечащим доктором необходимой информации. Однако создание объединенных электронных банков данных облегчает возможность нелегального получения сторонними лицами данных о больном, особенно при невнимательном отношении врача к методам защиты информации. Более того, часть сведений, извлеченных нелегальным способом может попасть в открытый доступ. В связи с этим ответственность врача за дозирование и охрану информации существенно возрастает, так как утечка сведений, составляющих врачебную тайну, влечет за собой уголовную ответственность. Эту проблему озвучил заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции Никита Иванов на семинаре, посвященном правовым последствиям некачественного оказания медицинской помощи и медицинских услуг.
К сожалению, отметил он, даже обезопасив информацию, составляющую врачебную тайну, доктор может столкнуться с проблемой, которая, не имея четких внешних критериев, тем не менее попадает под действие статьи 137 УК РФ. Речь идет о нарушении конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни. В данном случае имеются в виду сведения, которые сам пациент хочет держать в секрете. С одной стороны, отметил Иванов, врачебной тайны они не представляют, с другой стороны- это личная информация о человеке, и врач, разгласивший, даже при отсутствии вины за обнародование врачебной тайны, может подвергаться уголовной ответственности по статье 137.
Таким образом, появление электронного документооборота порождает несколько проблем. Во-первых, это охрана информации от несанкционированного посягательства, во-вторых — проблема врачебной тайны, доступ к которой может осуществляться дистанционно, и за разглашение которой врач несет уголовную ответственность. И, наконец, публикация в электронных картах информации, составляющей личную тайну больного, которая при неосторожности врача, может также стать публичным достоянием. Следовательно, с введением электронной карты на врача ложится дополнительная ответственность.
Теперь он должен не только строго отслеживать информацию, составляющую врачебную тайну, но и защищать круг сведений, составляющих личную тайну пациента. При этом надо помнить, что если понятие врачебной тайны регламентировано, то понимание сферы личной тайны пациента зависит от уровня коммуникативности врача, ментальности больного, его психофизических и социального особенностей.
riaami.ru