Врачи Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ выполнили сложнейшую операцию по пересадке донорского пальца 11-летнему ребенку, пережившему лейкоз и пересадку костного мозга. Донором стала его мама.
Операция позволит мальчику восстановить функцию кисти.
Острый лимфобластный лейкоз ребенку диагностировали в первые годы жизни . В трехлетнем возрасте мальчику пересадили костный мозг от мамы, однако это вызвало реакцию «трансплантат против хозяина», при которой пересаженный костный мозг и его иммунная система атакуют клетки организма реципиента.
Реакция запустила процесс поражения кожи, суставов, слизистых, глаз и органов желудочно‑кишечного тракта.
Врачи НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой, где мальчик наблюдался по основному заболеванию, смогли добиться ремиссии лейкоза и остановить реакцию отторжения, но в результате кожа пациента покрылась рубцами, а пальцы рук срослись и оказались в согнутом и малоподвижном состоянии.
Чтобы вернуть подвижность кисти, врачи Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ — заведующий травматологическим отделением № 3 Владимир Заварухин и врачи — травматологи‑ортопеды Наталья Прокофьева и Анна Фирсова — провели несколько операций. Однако спустя несколько месяцев угнетенная иммунная система ребенка не справилась с очередной инфекцией, и у мальчика развился некроз большого пальца на фоне сепсиса.
Чтобы спасти кисть и вернуть ребенку ее функциональность, без которой невозможны даже самые простые действия, университетские врачи приняли решение действовать в два этапа. На первом — удалили омертвевшие ткани большого пальца и пересадили кусочек кожи мамы, ведь после пересадки ее иммунная система и иммунная система сына — это копии, что значительно уменьшает шансы на отторжение.
Донорский участок прижился, и врачи приступили ко второму этапу, на котором было необходимо восстановить большой палец. После осложнений он утратил способность сгибаться и уже не доставал до других пальцев кисти.
Хирурги Санкт‑Петербургского университета пересадили ребенку часть второго пальца со стопы донора — мамы пациента. Микрохирургические технологии дали возможность под микроскопом сшить тончайшие сосуды и нервы, что позволило пальцу полностью прижиться.
По словам травматолога Владимира Заварухина, сейчас сложно давать какие‑то прогнозы, ведь случаи с подобным стечением обстоятельств не были описаны ранее, но на данный момент пересаженный палец является единственным пальцем с сохранной ногтевой пластинкой и не пораженной кожей у ребенка. Это позволяет рассчитывать на максимальный функциональный эффект для возможностей ребенка.
Источник: сайт СПбГУ