Французы утверждают, что главная задача кулинарии — привить «вкус к хлебу». Вся история кулинарии является историей поисков способа сделать хлеб приятным на вкус, возбудить и развить привычку к основным пищевым продуктам в зависимости от района, где они преобладают — хлебу, рису, просу, кукурузе, которые служат источником энергии, но не отличаются вкусовыми качествами. Подлинной основой питания во многих странах, по существу, являются углеводы, сдобренные приправами. Хлеб и лук, пресные лепешки и пряные острые приправы, рис и соус, приготовленный из маринованной рыбы, просо, кукуруза, душистый перец — из всего этого кулинары создали бесчисленное множество блюд.
О том, какие трудности стояли на пути улучшения вкусовых качеств пищи, свидетельствуют, как это ни странно, великие морские путешествия XVI века, предпринимавшиеся в целях весьма прозаических с сегодняшней точки зрения. Всего четыреста лет назад Европа снаряжала колоссальные экспедиции для того, чтобы добыть пряности.
Если бы была написана история кулинарии, мы узнали бы из нее о необъятном разнообразии видов пищи, об оригинальных и невообразимых вкусах людей и сочетаниях пищевых продуктов.
Мы узнали бы, как некоторые первобытные народы разработали приемы приготовления пищи, отличающейся тонким вкусом и ароматом. А племя квакиутль (жители Аляски, которые не знали ни охоты, ни земледелия) предложило бы нам не менее 150 рецептов приготовления различных сортов рыбы, фруктов и диких корнеплодов. И мы научились бы, например, такому: сбить снег до густоты сливок, после чего смешать его с рыбьим жиром, черной патокой и сырыми ягодами.
В книге, озаглавленной «Хлебопродукты, употребляемые племенем зуньи», автором которой является этнолог Кашинг, содержится интересный рассказ о способах получения и приготовления пищи этим индейским племенем в Мексике. Пиршество у зуньи состоит из 14 блюд. Подаются кукурузные булки и вафли шести различных расцветок, разные сорта мяса, потроха, баранья колбаса и кровяной пудинг. Всё это едят с помощью специальных маленьких «мясных кисточек» из жесткой щетины: погружают их в кушанье, а затем дочиста обсасывают.
Принятие пищи — процесс общественный. Но не для всех. Люди племени паресси в Центральной Бразилии принимают пищу в уединении, скрывая от посторонних взглядов этот «неприличный» акт.
Одной из традиций первобытных кулинаров было чествование животных, предназначенных для еды; люди боялись, как бы эти животные не перевелись на земле. Среди туземных кулинарных рецептов мы нашли интересный способ получения рыбьего жира индейцами племени цимшияна, населяющими северо-восточное побережье Тихого океана.
Жир из рыбы «олахен» добывают следующим образом. Вначале ее сушат на открытом воздухе, затем варят в посуде, наполненной водой с погруженными туда раскаленными камнями, и по мере того как жир всплывает на поверхность, его снимают. Вываренную рыбу выкладывают на сито, и одна из участвующих в этой операции женщин прижимает ее как можно крепче к своей обнаженной груди, чтобы выдавить остатки жира. Мужчинам строго воспрещается выполнять операцию обезжиривания. Остатки рыбы складывают в углу хижины, где они лежат и гниют до тех пор, пока в них не заведутся черви. Эти куски нельзя выбрасывать.
При этом никому из «поваров» не позволено мыться: все должны оставаться грязными до окончания работы, которая может продлиться две или три недели. Иначе рыба будет «пристыжена» и никогда больше не вернется.
Юрий Лившиц
Тайны продуктов питания. Оглавление